История происхождения кошки.

Все кошки относятся к типу Хордовые (Chordata), подтипу Позвоночные (Vertebrata), надклассу Наземные позвоночные  (Tetrapoda), классу Млекопитающие (Mammalia), подклассу Настоящие звери (Theria), инфраклассу Плацентарные (высшие) звери (Evtheria), отряду Хищные (Carnivora), семейству кошачьих (Felidae), которое включает в себя 2 подвида, 5 родов и около 38 видов. Лишь 2 рода принадлежат мелким кошкам, зато по количеству видов эти кошки преобладают над крупными.

Семейство включает зверей с длинными пальцеходящими  конечностями, вооруженными втянутыми ногтями (исключение составляет только гепард). Из всех групп рассматриваемого отряда, это наиболее специализированные к добыванию живых животных  хищники. Охотятся в большинстве случаев путем подкарауливания и внезапного схватывания добычи. Исключение составляют гепард и, отчасти, лев и рысь, которые часто бегают за добычей, как и собаки. Очень сильно развиты хищные зубы (С.П. Наумов «Зоология позвоночных»).

Все кошки чрезвычайно искусные охотники. В трофической цепочке кошки относятся к консументам  третьего порядка, так как питаются в основном  позвоночными. Колебания численности популяции мелких кошек напрямую зависят  от колебаний популяций мелких грызунов и птиц в дикой природе.

Образ жизни всех представителей семейства F., за исключением льва, отличается индивидуализмом.

Хотя F. появились 54 млн. лет назад, древние предки современной небольшой, с мелкими зубами  кошки, выделились в отдельную филогенетическую ветвь на 12 млн. лет позднее.

Самые ранние млекопитающие хищники – кредонты (Credonta) появились в палеоцене и эоцене. Появление семейства кошачьих произошло около 60 – 40 млн. лет назад, как шаг в сторону от собственно животных – охотников. На заре  олигоцена возникло животное, похожее на виверру, а затем в миоцене, животное более похожее на кошку. Хотя саблезубые кошки принадлежали к древней ветви, отошедшей во время миоцена, большинство современных кошек, похоже, выделились в конце миоцена и в неоцене.

В более ранний период появились животные, похожие на современных крупных кошек, и это, вероятно связано с образованием открытых саванн, где водилась подходящая для них дичь. В среднем и позднем плейстоцене были ледниковые периоды, во время которых и появились мелкие дикие кошки.

Родословное древо семейства кошачьих по данным хромосомного и иммунологического анализа можно разделить на три основных ствола. Ствол пантер, ствол малых кошек Старого света, и ствол южноамериканских кошек. Корни этого д  рева находятся на юге Центральной Азии.

Все кошки, включая и наших домашних, и уссурийского тигра, и североамериканскую пуму, имеют 38 хромосом, очень сходных, как по размеру, так и по характеру полосатости. Только 5 видов кошачьих имеют 36 хромосом. К этой группе относятся южноамериканские кошки, оцелот и еще четыре менее известных вида.

Существуют разные мнения о том, что же собой представляет домашняя кошка (F. domesticus). Многие исследователи считают, что наиболее вероятным предком домашней кошки является североафриканский дикий или степной кот (F. lybrica), а не дикий европейский лесной кот (F. silvestris) – обитатель густых лесов, сторонящийся людей ( Голиков Ю.П. 1997 год, Б. Голл 1999 год).

Африканский дикий кот (F. lybrica) – желтый полосатый зверь, чуть более крупного размера чем домашний. В диком состоянии существует до сегодняшних дней, легко приручается даже во взрослом возрасте. Распространен почти во всей Африке – от Средиземноморья до Китая, в бывшем СССР – в Закавказьи и Средней Азии, в низовьях рек Урала и Волги. Обитает в пустынях и зарослях черного саксаула, в кустарниках возле водоемов, предгорьях, в горах, иногда вблизи населенных пунктов. Питается мелкими грызунами и птицей. Имеет узкое длинное тело, высокие ноги и тонкий заостренный хвост. Походит на очень исхудавшую домашнюю кошку

(Наумов С.П., Кузякина А.П. 1971 год).

Однако, европейский  дикий сородич, по – видимому, также оказал немалое влияние на домашнего кота. Когда одомашненные кошки были завезены в Европу, они смешались с местными дикими видами, F. silvestris, распространенными от Кавказа до Малой Азии и Западной Европы (Н. Непомнящий 1995 год).

В настоящее время, по – видимому, популяция F. silvestris (лесной кошки или европейской дикой) в «чистом» виде из – за вырубки лесов и гибридизации с домашней кошкой исчезла. Последний экземпляр был добыт в 1927 году в Борисовском районе Минской области. Живет обычно в лесах, зарослях кустарника, тростника вдали от населенных пунктов, но иногда может селиться на чердаках домов. Питается мелкими грызунами и птицей. Охотится ночами. По виду мало отличается от серой домашней кошки. Выглядит более крупным (из – за длинного и пышного меха), с толстым, обрубленным на конце, хвостом. Приручению почти не поддается, даже если брать для этой цели котят. Масть серая разной интенсивности с желтизной и темными пятнами или поперечными темными полосами на туловище. Этот лесной кот, привыкший лазить по деревьям в густых зарослях, возможно, передал свой ген темной, пятнистой окраски светлоокрашенному африканскому коту. Ни один вид кошек, кроме домашней, не имеет такой пятнистой, пестрой окраски, но, вероятно, это плод генетических мутаций (Тыра Ю. 1997 год).

В конце прошлого века британцы обнаружили в Бени – Хасане, в Египте, более трехсот тысяч мумифицированных кошек. Было исследовано 190 черепов таких кошек, датированных 600 – 200 годами до нашей эры. Практически все они принадлежали североафриканской дикой кошке (F. lybrica), лишь три из них относились к небольшой джунглевой кошке ( камышовый кот) (F. chaus). Таким образом в эволюции доместицированной кошки добавилось еще одно недостающее звено (Б. Фогл 1999 год).

Исследователи отмечают, что кошки находятся на первых стадиях приручения, и постоянно готовы снова стать дикими. Дикий же кот, в сравнении с домашними,  при выращивании в доме более агрессивен и менее терпелив (Н. Непомнящий  1995 год).

Одомашнивание кошки, в отличие от других животных, произошло в самую последнюю очередь. Доместификация диких предков домашней кошки произошла лишь три – четыре тысячи лет назад в Древнем Египте и, вполне вероятно, В Месопотамии.  Это событие принято объяснять необходимостью защиты запасов зерна от грызунов. Но это слишком упрощенное объяснение процесса доместификации, ведь в Месопотамии и Египте зерно хранили еще, как минимум, семь тысяч лет до одомашнивания кошки.

Предполагаемые сроки доместификации кошки практически совпадают с возведением ее в Египте в религиозный культ, что предполагает более давние и тесные связи этого животного с людьми, даже если это и не было отражено документально. Скорее всего, кошки жили около людей с тех самых пор, как только впервые им выпала такая возможность. Именно по этому F. lybrica (степная кошка) и стала более вероятным предком нашей домашней кошки. А поскольку она успешно спаривалась с другими представителями семейства, то на протяжении всей своей истории постоянно накапливала новый генетический материал. Потому – то, поступки, повадки и поведение домашней кошки, в целом, так отличаются от дикой (Б. Фогл).

Существует и множество других теорий одомашнивания кошек. Например, в прошлом кошки употреблялись в пищу, а в некоторых местах их едят и сейчас, но маловероятно, что человек приручил кошку как источник пищи, так как плотоядные малопригодны для этой цели из экономических соображений.

Существует теория приручения кошки с целью использования на охоте, возникшая на основе древнеегипетских изображений кошки, помогающей человеку на охоте (3000 год до нашей эры). Но, очевидно, она не играла настолько важную роль, чтобы прилагать усилия по приручению. Для этих целей более других подходил гепард.

Другая теория – одомашнивание кошки ради дружеского общения. Человеку, быть может, стало приятно иметь рядом с собой существо другого вида (Н. Непомнящий).

Откуда же появились кошки? Доместицированные животные вместе с торговцами и войсками медленно распространялись из Египта по всему миру.

Две – три тысячи лет назад их завезли через Вавилон в Индию, а оттуда – в Китай. В то же самое время греки доставили кошек в Европу, а вот в Японии они появились не ранее 999 года до нашей эры, причем лишь после 1620 им позволили гулять там без поводка и ошейника. Все эти кошки не отличались по поведению, инстинктам и повадкам от своих диких африканских родственников. Домашняя кошка появилась в результате естественной небольшой биологической «доводки» и некоторых целенаправленных биологических изменений (Б. Фогл).

В отличие от других животных, таких, как собаки, лошади и так далее, кошки не имеют  иерархии, и это осложняет их приручение и управление ими со стороны человека, а предполагает сосуществование на равных. Будучи исключительно плотоядными животными, они отличаются высокими способностями к обучению, которые ограничиваются характером изменений, с которыми они могут столкнуться. Все это делает общение с кошкой очень привлекательным для человека (Н. Непомнящий 1995 год).

III. 2.Некоторые особенности анатомии и физиологии.

Для понимания механизмов, лежащих в основе поведения кошек, необходимо знание физиологии. Основной этап на пути полного понимания поведения – это установление связей между закономерностями поведения и физиологической организацией. Любая модель поведения должна быть совместима с физиологической моделью, а по возможности и «переведена» на такую модель. Физиология всегда служит ценным источником фактов для обоснования прогнозов поведения (Р. Хайнд 1975 год).

Так, мощность мозга, несомненно, была основным фактором эволюции семейства кошачьих. Степень отличия мозга каждого вида животных от расчетного стандарта называется «коэффициентом интеллекта» - К.И.. Высокий К.И. не обязательно отражает уровень интеллекта, он может быть связан с особыми требованиями образа жизни животного. Все представители семейства кошачьих имеют одинаково высокий уровень интеллекта  (К.И.), за исключением, по неизвестной причине, рыси ( Баранов А. 1992 год).

Большая часть кошачьего мозга управляет их гимнастическими способностями. Мозжечок, координирующий равновесие и движение, у кошек значительно больше, чем у других млекопитающих, а большая часть коры головного мозга занята контролем за движениями. Значительная часть коры занимается обработкой слуховой информации (Тыра Ю. 1997 год).

Кошки обладают особенно хорошим слухом, которым они обязаны своей охотничьей природе. В своей способности слышать высокочастотные звуки они превосходят даже собак. Кошки способны слышать звуки удивительно высокой частоты – до 100 тысяч колебаний в секунду. Они определяют расстояние  до источника звука благодаря оценке силы и тембра звука. Очень сильные звуки невыносимы для столь деликатного слухового аппарата, вызывают своеобразное ощущение давления в ухе и могут приводить даже к болезненным ощущениям.

Что касается зрения, то в условиях плохой освещенности кошки способны видеть гораздо лучше человека, а при хорошем освещении хуже различают детали. В сетчатке кошки содержится мало специализированных клеток, различающих цвет (колбочек). Палочки чувствительны к силе света. В результате кошка видит только черно – белое изображение с различными оттенками серого (как дальтоник) и хорошо ориентируется в темноте(Вет справ).Исследования показывают  что кошки формально способны различать цвета после довольно трудоемкого обучения но с практической точки зрения не испытывают в этом никакой необходимости так как охотятся в основном в сумерках(Фогл 1999г)

Глаза светятся в темноте, так как позади сетчатки у них имеется особый слой клеток, так называемое зеркальце. Эти клетки, как зеркало, отражают свет на сетчатку, из – за чего светочувствительные клетки (фоторецепторы, точнее палочки) получают удвоенный            импульс. Поэтому – то кошка и видит ночью лучше большинства животных.

С другой стороны, у кошки более крупный зрачок и более широкое поле зрения, чем у людей. У них больше фоторецепторов в сетчатке, служащих для определения интенсивности света. Это еще одна причина, почему кошки очень хорошо видят в темноте. Вследствие широкого поля зрения кошки приспособлены следить за разными движущимися объектами. В целом, кошки обладают таким типом зрения, который лучше всего отвечает их потребностям.

Цвет глаз у кошек варьируется и зависит от пигмента, содержащегося в радужной оболочке. Глаза у кошки большие, расположены близко друг к другу, что обуславливает бинокулярное (стереоскопическое) зрение, необходимое для охоты в прыжках (Н. Непомнящий 1995 год).

Осязание у кошек очень хорошо развито и, кроме осязательных волосков, осуществляется всей поверхностью тела. Осязательные волоски, расположенные на голове и передних ногах, служат, главным образом, для ориентирования в пространстве. Они помогают кошке в темноте выбирать нужный путь и уклоняться от препятствий на охотничьих тропах (А. Фогель,

Х – Э. Шнайдер 1987 год).

Котята рождаются с хорошо развитым органом обоняния, который вместе с органами осязания позволяет им находить свою мать. То, что это действительно так, подтверждается анатомическим строением нервных волокон, идущих от рецепторов вкуса и обоняния,- у новорожденного котенка они миелинизированные. А это значит, что они высоко дифференцированы и крайне чувствительны к раздражению, то есть восприятию внешнего импульса.

Язык – мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой – служит кошке для перемещения корма, жидкостей и их вкусового анализа. Он же участвует в формировании звуковых сигналов.

У кошек вкусовые рецепторы более чувствительны, и воспринимают соленое, горькое, а возможно и кислое, но не сладкое. Интересно то, что кошки, потребляя сладкую пищу, не выказывают при этом никаких эмоций.

Уникальным свойством кошек является мурлыканье. Прохождение воздуха в обе стороны голосовой щели и движение диафрагмы в такт дыханию приводит к вибрации голосовых связок. Одновременно с этим происходит турбулентное движение воздуха в мертвом пространстве трахеи. Все это, вместе с нормальным дыханием вызывает вибрацию голосовых связок, приводя к характерному мурлыканью. Мурлыканье – чисто инстинктивное действие.

Наиболее частое заблуждение, что кошки мурлычут только от удовольствия. В действительности они мурлычут от голода, боли и волнения. Иногда мурлыканье может наблюдаться непосредственно перед смертью. Кошек подразделяют на две крупные группы: мурлыкающие и рычащие. Кошки обладают этой способностью потому, что у них полностью окостенела подъязычная кость. Кошки с подъязычной костью, большей частью состоящей из хряща, имеют очень подвижную гортань и могут производить характерный глубокий горловой рык. Мурлыкающими являются домашние кошки, ягуар, пума, оцелот, сервал, гепард и рысь. При родах кошка, мурлыча между схваток, успокаивает еще не родившихся котят внешней вибрацией своего голоса. Котята, несколько дней назад появившиеся на свет, уже могут мурлыкать. Они не прекращают мурлыкать и при сосании: котята более старшего возраста мурлыканьем призывают мать.

Еще один элемент поведения кошки, выражающий ее хорошее самочувствие – «топтание». Новорожденные котята «топчут» (надавливают) грудь матери уже через несколько часов после рождения. Этот ритмичный массаж стимулирует приток молока. Котята после рождения еще не способны втягивать когти, и взрослые кошки «топчут» мягкие предметы с выпущенными когтями, что является примером детского поведения у взрослых животных

(Тови Д. 1997 год).

Все это подтверждает, что физиологические данные могут помочь при анализе поведения, и следует стремиться к разработке гипотез, совместимых с накопленной физиологической информацией (Р Хайнд 1975 год).